Как логопед напишу, что нельзя ставить в одну линию у.о., аутизм и ЗПР (в чистом виде).
Объясню на примере того, как учили нас (сейчас эти термины для определения у.о. уже не используются, их заменили другими, но на них объяснение выйдет понятнее).
Умственная отсталость делится на три вида:
1. Дебильность. Это лёгкая степень. Дети с таким диагнозом обучаются в школе 8 вида. Решают там задачки, пишут упражнения по русскому...
Эти дети осваивают простейшие профессии в пределах школы, не требующие особенного ума, и могут жить самостоятельной жизнью. Путь к высшему образованию у них закрыт, в том числе и юридически. С аттестатом школы 8 вида подать документы в ВУЗы и училища, техникумы нельзя.
2. Имбецильность. Дети с таким диагнозом школу уже не потянут. Их обучают бытовым навыкам. Они могут усвоить, что зубной щеткой надо чистить зубы, а не тыкать ею в глаз, а расческой расчёсывать волосы. В целом себя обслужить дома могут.
3. Идиотия. Самая тяжёлая степень. Дети-овощи. Себя осознать не могут, не то что зубную щётку.
Так вот, умственная недостаточность НЕПРОГРЕДИЕНТНА. То есть, если ребенку поставили имбецильность, он никогда, ни при каких обстоятельствах не выйдет в дебильность и тем более в норму. То же с остальными. Этот диагноз навсегда, развития не будет. У такого ребенка есть его потолок, его максимум.
Это именно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ недоразвитие. Первым делом затрагивается интеллект. Остальные части психики могут быть затронуты, только если ребенком не заниматься и в силу того, что он многое о мире понять не может, многое в общении с другими понять не может, он может стать агрессивным (если его обижать, к тому же). Но может и не стать, а, напротив, быть добрым, наивным, всем верить (в виду отсутствия критического мышления и неосознавания степени пздца этого мира).
Аутизм расписывать не буду. Есть много расстройств аутистического спектра. Но в аутизме как раз на первый план выходит расстройство других процессов психики и поведения, а вот интеллект может и не страдать.
Так что, проблемы в общении у аутиста будут 100%, а вот у "дебила" вообще не факт. Он может быть довольно общительным и компанейским парнем или девушкой. (Это к боязни родителей, что у.о. дети непременно будут обижать других).
А аутист общительным и компанейским быть не может. Но он может также не быть агрессивным, если его не трогать. Но тут есть одно НО. Вы можете считать, что его не трогаете, а он может считать по другому, если вы окажетесь достаточно близко, нарушив его зону комфорта.
Ну и аутизм неизлечим, как и у.о.
Ну и отдельная песня про детей с ЗПР. У которых только ЗПР без сопутствующих диагнозов. ЗПР означает, что ребенок проходит абсолютно все те же этапы развития, что и здоровый ребенок,только с запозданием. То есть, в 2 года он может быть развит как дети в год, в 5 лет он развит года на 4, 3.5... Очень часто уже к школьному возрасту дети начинают догонять сверстников. Особенно, если с ними заниматься.
Бывает, что в один 1 класс идут нормотипичные дети, которым 6+, 7 и уже почти 8, и никто из этого трагедии не делает. Дочь моей подруги, к примеру, пошла в первый класс в 6 лет и 2 мес.
Так вот, ребенок с ЗПР может в свои почти 8 лет быть развит на 6+. При чем это может касаться только некоторых сторон развития. Читать и писать он, допустим, может хорошо, но преобладать у него будет ещё некое детское игровое поведение, уже не присущее 8-ми леткам.
ЗПР всегда "излечивается", корректируется. У кого раньше, у кого позже. Потому и носит название ЗАДЕРЖКА психического развития. Психические функции - это внимание, воображение, восприятие, память, мышление, речь. Бояться таких детей вообще не стоит. Это практически те же самые нормотипичные дети.
Конечно, в идеале создавать в школе классы для таких детей:
класс для детей с ЗПР. Но параллельно в школе нужно готовить свободные места для этих детей. Ведь они выйдут в норму - кто во 2 классе, кто в 3, в 4-м и их надо будет переводить в обычные школы.
Класс для детей с аутизмом... Тут нужно в класс из 15 человек 15 тьюторов... Сложно к аутистам пробиться... С ними лучше один на один, конечно. Но, опять же, аутисты настолько все разные... Иногда они вообще как нормотипичные, только при близком общении кажутся "странными".
Но если этого всего нет, то где им учиться? В школе 8 вида им вот вообще делать нечего. Так же как в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, ведь речь у них может быть и хорошо развита.
Насчёт того, что они будут отнимать время у учителя. Ну вот представьте, что мой ребенок отличник. И таких как он в классе ещё 10 чел из 35. С моей точки зрения, все остальные дети, особенно двоечники и троечники, отнимают время у учителя. Без них моему ребенку было бы лучше. Ведь ему достаточно один раз прочитать тему и он готов уже контрольную писать, а из-за них приходится сидеть на этой теме по нескольку дней. И что, мне также возмущаться и требовать убрать из класса этих детей?
Все мы разные в умственном развитии. Столько школ, сколько в нас различий, не построить. Поэтому приходится подбирать +- интеллектуально подходящих под данный вид обучения детей. И +- детей, которые хоть как-то могут социализироваться. Кстати, в группе в детсаду, где был мой знакомый, главный агрессор и хулиган был нормотипичный ребенок, а двое "особенных" детей были как раз самыми тихими. Так что только наличие диагноза вот вообще не показатель.